Двоеперстие

Суровикино
Иоанн Картушин

ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ

Татьяна Ивановна Дербенцева

От одного хорошего человека

 уже весь мир делается лучше.

Н.Гарин-Михайловский

Впервые я встретилась с ней, когда отпевали моего дедушку. В дом вошла статная, подтянутая, средних лет женщина. Взгляд ее голубых глаз говорил о сочувствии, понимании горя в семье. Она спокойно пояснила, что необходимо для обряда, зажгла свечи для молитвы. И глубокий, проникновенный голос наполнил комнату.

Женщина эта- Татьяна Ивановна  Дербенцева. Её  имя известно каждому прихожанину старообрядческой общины. Глядя на нее, удивляешься, что ни переживания, ни заботы не сделали ее сердце черствым, не заставили замкнуться.

А жизнь у Татьяны Ивановны легкой не была. Родилась она в крестьянской семье в Н-Осиновке. Отец и мать были сиротами, Божья воля свела их для создания семьи. Жили дружно, у них родилось четыре девочки. Родители были религиозными, дома молились, соблюдали посты и приучали к этому своих детей.

Когда в 1942 г. немцы оккупировали наш район, мародерствовали, семья читала молитвы «Живые в помощь», «Да воскреснет Бог». Тексты молитв были ими размножены и розданы односельчанам. Усиленно молились во время бомбежек. «Молитвы приходят от нужды человека, несчастья и великого горя, когда разлучаешься с родными и остаешься в полном одиночестве, они не дают душе погибнуть», - задумчиво говорит она.

После войны мирная жизнь потихоньку налаживалась.  Дети пошли в школу. После ее окончания девочки шли работать, так как учиться дальше было не на что. Таня устроилась  в исполком райсовета ученицей машинистки. Замуж вышла за своего сельчанина – механизатора. Встал вопрос, как мужа к вере привести, или он уже верующий? Оправдать веру повседневной жизнью – задача не из простых. Но все получилось. Муж согласился повенчаться, а так как в 50е годы церковь была запрещена, то венчал их ночью о.Руф. Муж работал водителем, она – машинисткой, потому жили неплохо, в любви и понимании. Родили дочь и сына, радовались жизни. Дети женились, пошли внуки.

Но беда приходит незваная. Великое горе пришло в семью. Умер молодым человеком сын, в этот же год - отец, через год похоронила маму, а еще через год – мужа. Не успевала отпевать близких, плакала дни и ночи. А потом стала молиться так, как учили родители, с теми особыми выражениями, которые встречаются в старых молитвенниках. Это и дало душевные силы.

Вскоре Татьяна Ивановна узнала, что старообрядцы молятся на дому, и она стала ходить на службы. Благодаря непрерывным хлопотам  П.С.Савковой  городские власти предоставили  общине здание под церковь. Радости прихожан не было конца. Можно было осуществлять требы , спокойно молиться.  А через несколько лет с Божьей помощью были собраны средства, и построено здание Церкви.

Татьяна Ивановна считает, что вне церкви нет спасения. Она, ее Таинство и  обряды дают благодать Божию, которая укрепляет человека на пути возвращения добродетелей, дает  душевные силы в трудные минуты жизни. В Церкви можно черпать силы для изменения себя.

В православии человек приобретает терпение, способность рассуждать, мудрость. Татьяна Ивановна всё это обрела. С благоговением говорит она о том, что молитва дома и в Церкви укрепляет веру в Бога. И когда ей по каким-либо причинам не удается попасть на службу, у нее болит душа.

Ей почти 90, но она хочет постоянно находиться в молитве. Татьяна Ивановна живет не для себя, а для других, в совместных молитвах вникает в чужие нужды и ходатайствует перед Богом о них. А те, кто моложе ее, учатся у нее чтению молитв  по уставу, правильному песнопению. Подкупают ее такие человеческие качества, как трудолюбие, обязательность, безотказность.

Терпеливо, отвергая саможаления, Татьяна Ивановна совершает свой ежедневный подвиг – молится, обращаясь к Богу за помощью и вразумлением, живет в его святой Церкви. Настоящая подвижница, она изливает любовь на всех окружающих, безотказно делится

                                                           Л.Говорухина.

 

 
вверх