Двоеперстие



Суровикино

Иоанн Картушин

Старая вера на Дону

       

       21 октября 2017 уже 11 лет   в рамках «Покровских чтений» в МКОУ СОШ №1 города Суровикино проводится конкурс исследовательских работ  для ребят, обучающихся в школах  района.        

       Работы  учащихся представили в секциях: «Верую», «Как у нас на Дону», «Дорога нам слава вечная» и другие.   

        Нас заинтересовала работа Павловой Валентины (секция "Верую") занявшая 1 место, на тему  "Старая вера на Дону".

        В этой работе Валентина рассказывает об особенностях старой веры в целом, о ее распространении на Дону и истории старообрядчества ее родного города.

        Целиком работу можно скачать здесь. Ниже поместим лишь некоторые главы:

"...

Чирская старообрядческая пустынь

 

Старообрядческая  проповедь имела значительный успех на юго-восточной окраине России, особенно на Дону. Со всех сторон государства Российского бежали на Дон ревнители Старой веры. Можно предположить, что среди них уже в 1666-1667 был сам старец Корнилий и, возможно, даже игумен Досифей. Поскольку Корнилий был сопустынником пустозерца Епифания, то не исключена возможность, что  связь пустозерцев с Доном наладилась благодаря ему. Недаром дьякон Федор писал, что в 1670 году полуголова Елагин обвинял пустозерский сидельцев в  связи с донскими казаками и заявлял,  что пустозерские узники «писания писали на Дон и казакам, и весь мир восколебали». Во всяком случае « казнь» Епифания, Федора и Лазаря в 1670 году, когда Елагин приказал отрезать им языки и руки, была результатом сношений протопопа Авва́кума и его сотоварищей с вольным Доном.

Первым святелем старообрядчества на Дону, о котором документы сохранили древнейшее известие, можно считать преподобного Иова Льговского (Ивана Тимофеевича Лихачёва). Иван родился в боярской семье, рано научился читать и писать, но праздная жизнь ему не нравилась. В 12 лет Иван покидает отчий дом , и вместе с каликами перехожими отправляется странствовать по Руси. Приходит в Троице-Сергиеву лавру, которая более всех мест полюбилась ему и желает остаться в ней. Архимандрит  Дионисий Радонежский,  относится к Ивану как к сыну, постригает его в монахи с именем Иов. (по другим данным это сделал патриарх Филарет).     ..."

"...

Станица Верхне-Чирская и  её хутора.

Верхне- Чирская – станица Второго Донского округа Области Войска Донского.
  Прежде – городок Верхний Чир. Основан в начала
XVII века, располагался на левом берегу реки Дон в займище...

В начале 70-х гг. XIX века в Верхне–Чирском юрте было 126394 десятины удобной земли.  В станице и ее 32 хуторах насчитывалось 2 011 дворов, 323 отдельные избы,  в которых проживали 5311 лиц мужского пола и  5703 женского пола.
  Для удовлетворения религиозных потребностей населения в станице были сооружены  Покровская и старообрядческая Казанская церкви.

По данным клировых ведомостей за 1896 год, в церкви было прихожан православных 305 мужского пола и 290 женского пола; раскольников (старообрядцев) – 4562 мужского пола и 4584 женского пола. Богослужение в старообрядческой Казанской церкви проводил священник Аггей Григорьевич Пискунов.

Во Втором Донском округе больше всего старообрядцев проживало в Верхнем Чиру, Пятиизбянской  и их хуторах.

В юрте  станицы Верхне- Чирской на начало XX века 32 хутора, в том числе и хутор Суровикин.

СУРОВИКИН- хутор Верхне – Чирской станицы Второго Донского округа Области войска Донского, расположен на реке Чир в 30 верстах от своей станицы и в 30 верстах от окружной станицы.

 В хуторе имелось правление, которое возглавлял выборный атаман. Для удовлетворения религиозных потребностей населения в хуторе были постороены Михаило- Архангельская и старообрядческая Никольская церкви.
      В большинстве хуторов были построены старообрядческие храмы или моленные дома.
 ..."

"...    

Старая Вера в Суровикино

  Из справки областного Государственного архива г. Ростова - на- Дону:

 «Сообщаем, что в Государственном архиве Ростовской области имеются следующие сведения о хуторе Суровикин за 1915 год.
  Х. Суровикин, Верхне- Чирской станицы при р. Чир.
  Число дворов- 79
  Число десятин земли- 3443
  Число жителей – 592 – 300 – мужского пола
                                          292 – женского пола
Хуторская приходская школа, 2 церкви, 2 паровые мельницы.»

В 1744 году срубили первый домик при реке Чир Степан и Фома Суровикины. Сами того не ведая, заложили основание будущего хутора. В стороне от больших дворов тихо прозябали несколько дворов.  Время отстукивало годы, десятилетия. Жили по самым немудреным законам семьями по 10 -12 человек. Пожелтевшие страницы истории донесли до нас подробную опись села Суровикино в начале 19 века ( 1821 год):
« Дворов -6, нижних чинов – 10, малолеток – 11, женского пола – 29».
   По переписи 1859 года насчитывается: 16 дворов, мужчин – 51, женщин – 56.
  В 1887 году село Суровикино получило статус хутора ( Административное деление – хутор – давалось селу при наличии 30 дворов в нем).
  В 1890 году – 39 дворов.- выбирают атамана Василия Варламова, открывается школа в казачьем курене. Большинство казаков – старообрядцы. В 19 веке в Суровикино – моленный дом, но мечтают казаки о храме.

1900 году – вводится в эксплуатацию железная дорога Лихая – Царицын  и Суровикино становится станцией. Хутор быстро растет и расширяется.

Казак- старовер Александрин в 1902 году организует первые ссыльные пункты и закладывает элеватор. Растут магазины и лавки.

В 1910 году на станции Суровикино освящается старообрядческий храм во имя святителя Николы.

« 23 мая сего года состоялось небывалое торжество старообрядцев по случаю освящения вновь отстроенного храма во имя святителя Николы. На освящение были приглашены священники и благочинный о. И. Карелин…

В 5 часов утра началось освящение храма и потом литургия, по окончании оной благочинным была сказана небольшая, но трогательная речь, в которой он просил всех молящихся  « иметь любовь и мир между собой и свято хранить заветы Христа.» - отрывок из журнала « Церковь»  №26 1910 года.

По воспоминаниям местных жителей храм был построен из крупных бревен, с куполом, с притвором. Казаки не жалели средств на храм. Суровикинский приход был не малым и потому богатым. Необыкновенной красоты иконы в дорогих окладах, церковная  утварь из серебра и золота украшали  храм. Он работал до Великой Отечественной войны. В предвоенные годы служил в храме отец Даниил, в 1937 году он был арестован, осужден и расстрелян, как враг народа. Осиротели казаки- староверы Суровикина. Храм потихонечку приходил  в упадок. Началась Великая Отечественная война. В 1942 храм разобрали по бревнышку на строительство блиндажей и окопов, очень уж добротный был материал. А находился храм в районе переулка Колхозного, рядом было старообрядческое кладбище. После войны задумываются казаки о храме новом, но время трудное. Выделили староверам домик небольшой по улице Ленина ( он и сейчас там же ).

Подстроили, подремонтировали, купол с крестом водрузили и начали молиться с Божией помощью.  Приехал Батюшка – Митяев Руф Макеевич. Сам с хутора Самохина Обливского района с очень интересной судьбой. Как рассказывают прихожане того времени и родственники батюшки, он до 17 лет не разговаривал и в душе решил: если заговорю, то посвящу жизнь свою служению Господу. И Бог его услышал. Пас Руф коров, да в яму провалился с того и заговорил, но обещание, данное не забыл. Более 20 лет служил батюшка Руф в Суровикино.

Многих суровикинцев и жителей близких хуторов крестил он в веру Старую. Окормлял хутора, исполняя требы: исповедовал, причащал, венчал, отпевал, хоронил. Много добрых слов услышали мы от местных жителей. Помнят батюшку Руфа – значит, не зря он жизнь прожил. Помнят, и добрым словом поминают. В округе другого священника не было. Выходит, что все жители Суровикино, которые крещены до 1965 (67) г., являются старообрядцами. ..."

 

 
вверх